Предложить новость
 
Главная Статьи История каменного свода

История каменного свода

Приветствую участников сообщества Barnaul22! В очередном историческом материале я расскажу вам о старинном каменном портале, когда-то открывавшем путь в таинственные подземелья Змеиногорска. Отсюда начиналась славная история нашего края и именно здесь можно прикоснуться к стенам, возведённым первыми рудознатцами.

Более ста лет Змеиногорск был основным поставщиком золота и серебра в России. Здесь добывалось и переплавлялось до трех миллионов пудов серебряной руды, а также производилось 1000 пудов золотистого серебра. Первая в России чугунная рельсовая дорога была построена именно в Змеиногорске. Также в конце XVIII века здесь была создана полуавтоматическая промышленная линия, система гидротехнических устройств, позволивших механизировать часть горных работ.

Одно из самых известных сооружений того времени - это вход в Екатерининскую шахту, единственное уцелевшее "окно" в подземный мир Змеиногорска XVIII века. Вход напоминает грот, сложенный из крупных, грубо обработанных камней. Это единственный доступный для наблюдения пример крепления горных выработок в Змеиногорском руднике.

В 1786-1871 годах здесь действовало гигантское колесо водоподъёмника Екатерининской шахты. Первоначальный диаметр этого колеса был около 17 метров, а позднее, в 1829 году, диаметр колеса был уменьшен до 13,9 метров.

Сегодня шахта представляет собой узкую галерею около 6 метров длиной. Напротив основного входа есть ещё один, поменьше. Официально это место называется Екатерининский кунсштат (рудоподъёмное устройство). На сводах штольни уцелели крепления тросов, по которым поднимались вёдра с рудой.

Екатерининская шахта являлась составной частью Змеиногорского рудничного комплекса, основанного Акинфием Демидовым в XVIII веке. Через неё осуществлялась откачка воды из нижних горизонтов рудника. Данная операция производилась с помощью вододействующего колеса диаметром более 4 метров, приводившим в движение насос. Вода на действие колеса поступала из пруда по выложенным камнем трубам, затем по каналу подавалась на колеса Екатерининской и Преображенской рудоподъемных машин, затем - на водовыливные колеса Екатерининской и Вознесенской шахт. В сутки через Екатерининскую шахту подавалось от 2 до 2,4 тысяч пудов руды.

Высота первых шахт доходила до 15 метров. В самые низкие, по приказу Императорского величества, ссылали секретных каторжников со всей России. В их числе были и около сорока "пугачёвцев". Выходить на поверхность земли им было запрещено до конца своих дней. Шахты строились на костях людей, которые там работали. Умерших каторжников иногда даже не хоронили, а отпевал священник в подземной церкви.

В 60-х годах XIX века производство было остановлено, а шахты замурованы. Немногочисленные артефакты тех лет, сохранившиеся до наших дней, являются подлинным историческим наследием города и края.

Благодарю за внимание.

Просмотров/предпросмотров: 84182/4622
 
Вернуться к списку статей →

Комментарии

Комментариев еще нет
Шокомария

 

Мы создаем новости вместе с вами

Предложить новость



Автосалон


Мы  в соцсетях