Проект скоростного трамвая
Приветствую участников сообщества Barnaul22! Сегодня мы поговорим об одном из неосуществлённых проектов краевой столицы – скоростном трамвае. Этот проект был одним из тех, которые имели все шансы воплотиться в жизнь, но так и остались в умах своих авторов и на бумаге. Как появилась идея строительства метротрама в Барнауле, что было сделано и почему всё заглохло - читайте в этом материале.
Улица Власихинская
Необходимость появления скоростного городского транспорта нарастала по мере разрастания Барнаула. К 1970-м годам постепенно формировался новый Власихинский промышленный узел и огромный спальный район в посёлке Урожайный (Сулима). По генеральному плану развития Барнаула, после завершения формирования Власихинского промузла, в посёлке Новосиликатный должно было работать около 40 тысяч человек. Ещё крупнее был Северо-Западный промузел, располагавшийся на проспектах Космонавтов и Калинина. Их труженикам следовало относительно быстро добираться на работу и домой. Обычными видами транспорта такую задачу решить было трудно.
Улица Малахова
Поэтому специалисты предложили обеспечить доставку людей из мест проживания на заводы и обратно посредством скоростного трамвая. Внешне этот вид транспорта должен был напоминать нечто среднее между обычным трамваем и наземным метро. От обычного трамвая его отличала сцепка из пяти-шести вагонов вместо тогдашних одного-двух, наличие надёжных ограждений вдоль путей, турникеты, как в метро, и системы блокировки, схожие с железнодорожными. А от метро этот вид транспорта отличал бы наземный вид передвижения, что дало бы огромную экономию при строительстве.
Проспект Красноармейский
Руководство Барнаула понимало, что метро в полумиллионном городе построить не позволят. К концу ХХ века в Барнауле, по самым смелым прогнозам, могло жить не более 900 тысяч, а возможность строительства метро появлялось только в городах с миллионным населением.
Метротрамвай в Волгограде
По воспоминаниям Анатолия Мельникова, остановились на варианте скоростного трамвая, потому что он получался ёмким по наполняемости - в пяти-шести вагонах насчитывалось до тысячи мест. Кроме того, по сравнению, например, с автобусами, это был экологически чистый вид транспорта. Председатель Горисполкома посетил Киев и Волгоград, где уже работали или строились скоростные трамвайные линии. В марте 1981 года было принято постановление о подобном строительстве в Барнауле. Скоростной маршрут должен был пройти от Пивзавода по улице Попова, Власихинской, Малахова, проспекту Космонавтов и проспекту Калинина и далее по улице Полевой (ныне Кулагина) к Станкостроительному заводу.
Предполагавшийся маршрут скоростного трамвая
Что удалось сделать? Были возведены путепроводы у Завода синтетического волокна и на пересечении Павловского тракта и улицы Малахова. Построено трамвайное депо №3 на 150 вагонов - одно из крупнейших в Советском Союзе. Старожилы Барнаула, вероятно, помнят, что по улицам города ходили сцепки из трёх трамвайных вагонов. На пуск таких экспериментальных составов пришлось добиваться разрешения Госплана СССР, поскольку были задействованы сложные системы с большим количеством тяговых подстанций, питающих кабелей и иного специального оборудования. Из неосуществлённого остался проект переноса трамвайных путей с проспекта Ленина на проспект Калинина, между улицами Северо-Западной и Кулагина. В то время на этом отрезке ещё действовал железнодорожный переезд, где проходили грузовые составы с углём для барнаульских ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2.
Проспект Красноармейский
Так или иначе, но дело близилось к реализации всего задуманного. Тем более, что проработка проекта была хорошей. Но идеи так и остались идеями. Население Барнаула едва-едва переваливало 600-тысячный рубеж. Соответственно, к городу применялись иные стандарты, чем к миллионникам. Вероятно, не хватило настойчивости и местным властям. Правда, часть объектов всё же удалось возвести, они служат и сейчас. Кроме того, существовал проект второй очереди скоростного трамвая - от улицы Георгия Исакова, под железнодорожным вокзалом, с выходом к Красноармейскому проспекту и далее в Нагорную часть города. Участок от вокзала до Первомайки предполагалось сделать подземным.
Улица Власихинская
Сегодня проект скоростного трамвая считается неактуальным. После появления маршруток, а также перераспределения транспортной нагрузки и закрытия крупных промышленных предприятий, пассажиропоток на электротранспорте упал. Однако к идее проекта скоростного трамвая возвратились уже в 2000-х годах, тогда были планы построить линию к аэропорту, но и тут дальше задумки не пошли. В настоящее время поступает информация, что город может получить средства на модернизацию трамвайно-троллейбусной сети, но вернутся ли при этом к проекту скоростного трамвая, пока не известно.
Благодарю за внимание.