История барнаульского небоскрёба
Этот дом по адресу ул. Гоголя, 76 известен каждому барнаульцу. Построенный в 1915 году, он стал самым высоким домом в городе, за что и получил среди горожан прозвище "небоскрёб". В наступившем году знаменитому памятнику архитектуры исполняется 105 лет, и сегодня я расскажу вам его историю.
Несмотря на то, что дом имеет официальное название Доходный дом Аверина, не совсем правильно называть дом только его именем. Николай Дмитриевич действовал не один, а вместе с другим предпринимателем - Дормидонтом Яковлевичем Алейниковым. Вместе они создали товарищество "Торговый дом" в Петрограде и были подрядчиками на строительстве Алтайской железной дороги, одновременно запустив металлообрабатывающий завод на 300 рабочих мест.
Автор архитектурного проекта "небоскрёба" неизвестен. Вероятнее всего, Аверин и Алейников купили в Петрограде уже готовый проект и реализовали его в Барнауле. В 1915 году было получено разрешение Городской управы на строительство дома у пересечения улицы Гоголя и тогдашнего Конюшенного переулка. В советское время эту дату можно было рассмотреть на флюгере здания.
До 1920 года первый этаж доходного дома занимало представительство компании "Зингер". Документальных подтверждений тому не сохранилось. Однако остались воспоминания прежних жильцов дома, которые помнят металлическую табличку с надписью "Зингер" на коньке крыши и даже знавались с бывшими работниками этой фирмы.
Остальные помещения, расположенные на этажах, сдавались в наём. По тем временам дом считался благоустроенным, в нём было электричество, водопровод, канализация, прачечная и котельная. Своё прозвище, "небоскрёб", дом получил уже тогда, поскольку высота в пять этажей была удивительна для барнаульцев той эпохи.
В 1920 году дом был национализирован. В нём "поселились" отделы губернского Совнархоза, а также Управление государственными заводами спиртовой промышленности. В конце десятилетия "небоскрёб" передали Жилсоюзу для сдачи помещений в аренду. Так здание превратилось в большую коммунальную квартиру, просуществовав в этом виде вплоть до начала 1990 года.
Помещение на первом этаже, в зависимости от эпохи, занимали разные учреждения и фирмы. В годы Великой Отечественной войны оно и вовсе было жилым. Кто постарше, помнят вывеску "Скорое фото" над входом, в 90-е ей на смену пришёл ювелирный салон "Кортес". В дальнейшем это помещение занимал ломбард, магазин "Вымпел" и прочие мелкие организации.
Необычный внешний вид здания обусловлен питерскими корнями своего проекта. Там такими домами застроен весь Васильевский остров. По принципу европейских городов, где земля дорогая, они стоят по одной линии впритык друг к другу, образуя сплошные бастионы. У нас продолжения такой застройки не последовало, хотя и были мысли устроить в том месте квартал "высоток".
В книге "Памятники архитектуры Барнаула", изданной в 1982 году, архитектор А.П. Долнаков так описывает здание: "Этот типичный образец доходного дома начала XX века решён в приёмах эклектики. Главный фасад оформлен в "ренессансном духе". Первый этаж облицован гранитными плитами".
Входная группа на верхние этажи выполнена в глубине арочного свода в правой части здания. Симметрично ей, с левой стороны, находится оконный проём той же формы. Изначально это была сквозная арка во внутренний двор дома. В середине прошлого века, в ходе очередной реконструкции, арка стала частью помещений первого этажа.
А во внутреннем дворе к пятиэтажному зданию "небоскрёба" была выполнена 4-этажная пристройка. Доподлинно неизвестно, появилась ли она вместе с основным зданием или была возведена в первые годы власти Советов. Имеющиеся фотографии указывают на явные различия и упрощённость архитектурных элементов пристройки, что склоняет меня к второй версии.
Учитывая болотистые почвы и высокий уровень грунтовых вод, дом изначально имел лиственничный фундамент, слегка поднимаясь зимой и чуть проседая к лету. Это уберегло его от деформации и разрушения. Внутренняя пристройка, очевидно, выполненная по упрощённому проекту, такой защиты не имела.
В конце 60-х – начале 70-х годов на другой стороне Красноармейского проспекта выросли корпуса издательства "Алтайская правда". Строительство такого крупного сооружения спровоцировало подъём уровня грунтовых вод в радиусе нескольких сот метров. Это ускорило процесс разрушения пристройки "небоскрёба". При последней масштабной реконструкции дома в 1989 году её признали аварийной и снесли.
В том же 1989 году на боковой стене дома появился рисунок под названием "Старый город". Его автор, художник-монументалист Владимир Филиппович Тимуш изначально предполагал выполнить композицию из мозаики, однако средств на более долговечный вариант у города не нашлось и автору пришлось ограничиться росписью.
Пережив множество перепланировок, свой окончательный внутренний вид здание обрело в конце 80-х годов. "Коммунальный очаг" уступил место частной собственности. В доме появились 11 квартир с различной планировкой и количеством комнат. Владелец одной из квартир выкупил ещё одну на соседнем этаже и объединил их в двухэтажную, соорудив винтовую лестницу.
Просторные лестничные площадки и широкие лестницы первых трёх этажей сменяются достаточно узким подъёмом на четвёртый. Здесь ещё более узкие ступени ведут в никуда и едва пробивается свет из маленького мутного окошка. Загадочная лестница, упирающаяся в стену, скорее всего, вела когда-то на крышу дома. Является ли она следствием одной из перепланировок дома – неизвестно.
С площадок между этажами раньше шли переходы к снесённой в 1989 году пристройке. Здесь, на стене за батареей, ещё угадывается проём, за которым был проход во вторую часть здания. Фотографий и каких-либо описаний внутренней планировки пристройки в открытых источниках найти не удалось. Эти тайны ещё ждут своих первооткрывателей.
На четвёртом этаже, помимо квартир, есть узкий тёмный коридор, который приводит в небольшую обшарпанную курилку. В прежние времена здесь находилась прачечная. А сейчас скрипучий деревянный пол, старая мебель и тусклый свет лампочки лучше самых красноречивых слов погружают в атмосферу прошлого.
На пятом этаже находятся две квартиры, небольшая кладовка и выход на чердак. На чердаке жители дома хранят различный инвентарь и старые вещи. Через пару слуховых окон пробивается солнечный свет, в лучах которого кружатся разбуженные пылинки.
Также много интересного скрывает подвал первого "небоскрёба". Об этом я уже писал в материале "Тайна старого дома". Да и само здание буквально пропитано слухами и легендами. Одна из них гласит, что в его стенах до революции размещался публичный дом, где происходили странные вещи и даже ритуальные убийства.
В настоящее время барнаульскому "небоскрёбу" вновь требуется капитальный ремонт. Его стены покрыты трещинами и отверстиями от прежних рекламных вывесок. Медленно, но верно разрушаются башенки на крыше. Разумеется, жильцам дома не под силу выполнить сложные и дорогостоящие реставрационные работы в одиночку. Необходимо государственное финансирование. Реальные дела, а не "набережно-арбатная показуха". Как-никак это наша общая история и ответственность за её сохранение лежит на каждом из нас.
Благодарю за внимание.
и арт галерея внизу с шумными ночными вечеринками
ww
спасибо! было очень интересно читать! такая тайна, мимо которой ходишь чуть ли не каждый день...