История барнаульской "Кукушки"
Сегодня я расскажу вам об одной из малоизвестных страниц истории Барнаула, которая возвратит нас в первую половину XX века. В те времена, когда город заканчивался в районе нынешней Молодёжной улицы. Мало кто знает, что когда-то в старом городе действовала настоящая узкоколейная железная дорога. Причём по меркам того времени располагалась она практически в самом центре города. Узкоколейка связывала причал в районе нынешнего Речного вокзала с территорией Барнаульской спичечной фабрики. Той самой «Спички», о которой все так много говорят в последнее время. Однако история появления столь диковенного транспорта в нашем городе уходит корнями ещё в дореволюционные годы, когда территорию закрытого в 1893 году Сереброплавильного завода приспособили под лесопильное производство. Точная дата строительства узкоколейной железной дороги не установлена, однако на плане Барнаула 1923 года рельсовый путь уже обозначен.
Таким образом скорее всего узкоколейка была построена во втором десятилетии XXвека. Ширина колеи была 750 мм, что вдвое уже стандартной железнодорожной колеи. Отсюда и название – узкоколейка. Основным назначением дороги была доставка брёвен на лесозавод, а позднее – на спичечную фабрику. Достаточно подробно этот процесс описан в книге Владимира Коржова «Городские окраины»:
«В послевоенные пятидесятые годы прошлого века по Оби, тогда еще полноводной, широкой-преширокой, круглое лето сплавляли лес. Катера-плотоводы неспешно, по-черепашьи, тянули на буксире сосновые, березовые и осиновые бревна, собранные в кошель, от Камышинки, Калиновки, Рассказихи, Бобровки к Барнаулу. В районе города по берегам Оби стояло около десятка запаней. А самая большая запань подковой располагалась на Балиндере, чуть выше переулка Сплавного, за водной станцией ДСО “Труд”, в просторечии из- за плавательного бассейна именуемой “купалкой”, под горой, перед краевой ВДНХ – район речного вокзала. Из этой запани бревна поднимали на берег электрическими лебедками (раньше паровыми одноцилиндровыми машинами) и на лентах транспортеров. На берегу стояли два цеха, сколоченные из горбылистых плах, с крышей, покрытой толью, и пилорама, где бревна пилили на брусья и доски. Весь берег был усыпан опилками, корой, обрезками досок, щепой. От Балиндера до спичфабрики по улице Большой Олонской была проложена узкоколейка. По ней шустро бегал, громыхая на стыках рельс, маленький паровозик “Кукушка”, похожий на Конька-Горбунка, на его лбу горела бронзовая звезда, и бронзой сверкали поручни на кабине машиниста. Паровозик издавал звонкие прерывистые гудки: “Ку-ку, ку-ку...” Он выбрасывал из ноздрей струйки белого пара и, как большой, сноровисто тянул за собой от четырех до шести платформ, груженных пиломатериалами и бревнами.»
Как раз на этой фотографии 50-х годов можно увидеть цех и пилораму, а самое главное – сцеп из нескольких узкоколейных платформ, загруженных брёвнами и готовых к отправке на спичфабрику. Вот ещё одно воспоминание, найденное на просторах интернета:
«В 1950-е годы от речного порта до спичечной фабрики ходил паровозик, который прозвали «кукушкой» за то, что он кричал, как эта птица. Паровозик таскал бревна на спичечную фабрику. Там, где сейчас расположен речной вокзал, был большой причал для плотов, и к нему подгоняли лес, который сплавляли по Оби. Об этом вспоминает бывший мэр Барнаула Владимир Колганов - на «кукушке» он с другими пацанами добирался до реки.»
Перед вами единственная внятная фотография этой «кукушки» - узкоколейного паровозика, таскавшего туда-сюда платформы на протяжении примерно 40 лет! Увы, более внятного снимка не нашлось, однако мне всё же удалось установить происхождение этого чудо-агрегата. Это танк-паровоз типа 0-2-0 серии Фл-6, спроектированный в 1945 году на основе довоенного финского локомотива с учётом требований советской стороны. Локомотивы поставлялись в СССР по репарации по условиям перемирия 1944 года. Почему к паровозу добавлена приставка «танк»? Ничего общего с военной техникой это не имеет – по обоим бокам у паровоза расположены специальные баки для воды - «танки» - это хорошо заметно на фотографии. На территории барнаульского железнодорожного депо до сих пор сохраняется танк-паровоз 9П-239, увековеченный на пьедестале. Правда он для стандартной широкой колеи, но как наглядный пример вполне годится.
Но какая же техника применялась на узкоколейке в 20-40 годы? Вероятнее всего рельсы и подвижной состав дороги от причала до Спички, первоначально использовались на строительстве железной дороги Новониколаевск – Барнаул в 1914-1915 годах. Временные узкоколейные пути прокладывали вдоль строящейся насыпи для транспортировки стройматериалов и земли от карьеров к стройплощадкам. Чудом сохранилось фото одного из узкоколейных паровозов, которые трудились на строительстве дороги с Новониколаевска. По окончании строительства часть рельсов и подвижного состава послужили основой для узкоколейки в Старом городе.
Когда же прозвучало последнее «ку-ку» и перестук колёс перестал тревожить улицы Старого города? Точная дата демонтажа узкоколейки так же не установлена, но случилось это в промежутке между 1950 и 1960 годами. Доставка пиломатериалов на спичфабрику стала осуществляться автотранспортом, а «кукушка» скорее всего была направлена на другую узкоколейку, коих немало было по нашей стране в середине минувшего столетия. Последним отголоском тех лет можно считать топографический план Барнаула 50-х годов, где рельсовый путь ещё петляет по пыльным улицам обского побережья и скрывается за деревянным забором спичечной фабрики.
В 2016 году, спустя более чем полвека с момента ликвидации узкоколейки, был найден чудом сохранившийся план спичечной фабрики 1949 года. На нём чётко указана схема путевого развития на территории и планировка самой фабрики в первые годы её работы. Удивительная находка, которая послужила локомотивом в подготовке данной публикации. Ниже представлен фрагмент этого плана.
А в завершении я хочу обратиться к вам, дорогие барнаульцы! Если вы располагаете какими-либо сведениями об истории этой узкоколейной железной дороги (фотографии, документы, воспоминания), поделитесь ими в комментариях. Мало кто знает и помнит историю тех далёких лет, но мне кажется город обязательно должен запомнить вереницу неказистых вагончиков во главе с легендарной «кукушкой», плавно покачивающихся на неровных рельсах и исчезающих за очередным поворотом истории…
Очень интересная статья, спасибо за 5 минут истории!