Столетие барнаульского пожара 1917 года
Пожар 1917 года - самый крупный и опустошительный пожар за всю историю Барнаула, один из самых разрушительных городских пожаров за всю историю России, сравнимый только с Московским 1812 года. Он начался утром в полуразрушенной бане во дворе дома мещанина Быкова между Томской (ныне – Короленко) и Бийской (Никитинская) улицами. Наиболее подробное из сохранившихся об этом свидетельств – статья в петроградском журнале «Пожарное дело».
«Огонь, – говорится в статье, – распространился с молниеносной быстротой. Сильный порывистый ветер разносил горящие головни на далекое расстояние. В результате одновременно возникли пожары в нескольких местах. В первом часу дня порывистый ветер сменился постоянным, в городе начался настоящий ад. Огненные волны захватывали все на своем пути. Среди населения началась паника. О спасении имущества нечего было и думать. Приходилось спасать свою жизнь. Жители бежали к параходным пристаням. Некоторые в горящей одежде бросились в Обь и тонули. Толпы людей двинулись на пароходные баржи. Сходни не выдержали тяжести и рухнули, увлекая за собой обезумевших людей. Многие утонули. В одном месте толпа оказалась окруженной огнем со всех сторон, многие не смогли выбраться из моря огня и погибли».
Теорий о причинах пожара 1917 года выдвигалось множество. Но наиболее правдоподобной выглядит официальная версия, которая появилась в результате расследования комиссии, созданной окружным судом. Как выяснилось, в выходной день начальник пожарной охраны Барнаула собрался съездить на охоту за Обь и решил просмолить свою лодку. Повесив бадью со смолой разогреваться над костром, он ушел в дом. Деревянная перекладина перегорела, смола попала в огонь, сильный порывистый ветер перенес пламя через забор, где у соседа-торговца был склад с дегтем и соломой, который тут же загорелся. Из-за ураганного ветра горящие головешки быстро разлетелись по всему городу.
Полыхали целые улицы, огонь передавался не по строениям или деревьям, а по воздуху. В наши дни такое явление называют «огненный шторм». Потушить его чрезвычайно сложно даже современными средствами. Огонь был такой силы, что пострадали и каменные здания. Купеческий дом, где сейчас располагается магазин «Красный», удалось отстоять только потому, что владельцы постоянно поливали его холодной водой. В городе начался настоящий ад. В панике жители бежали к реке и в горящей одежде бросались в Обь. Позже в городскую больницу доставили 34 трупа, но в реальности погибших было гораздо больше. Многие тела настолько обгорели, что опознать их было невозможно, неизвестно и количество утонувших в реке. На следующий день город выглядел сплошным пепелищем, пожар уничтожил 60 кварталов, свыше 1000 зданий, 10,5 тыс. человек, остались без крова.
Почти все городские учреждения разместились в здании реального училища на Демидовской площади. Многие жители ютились в палатках. Убытки от пожара исчислялись миллионами рублей. Тысячи людей остались без крова и пищи. Многие получили тяжелые ожоги и ранения. По Барнаулу циркулировали различные слухи о поджигателях, о каких-то мальчиках, которые бегали по городу, расплескивая керосин из бутылок, о том, что пожар охватил другие города Сибири.
Члены городской думы в полной растерянности не принимали никаких мер, чтобы облегчить положение населения. Большевики взяли инициативу в свои руки. 3 мая 1917 года исполком барнаульского Совета рабочих и военных депутатов издал приказ «О мероприятиях по ликвидации последствий пожара и наведению порядка в гор. Барнауле».
«Совет рабочих и военных депутатов, — говорилось в этом документе, — приказывает всем гражданам гор. Барнаула соблюдать спокойствие и порядок, помогать совместными усилиями организовать дело помощи пострадавшим». Далее перечислялись конкретные меры, принятые для облегчения положения пострадавших, опровергались тревожные слухи, даже в духе времени говорилось, что они «ложны и распространяются врагами революции». Совет создал продовольственные комитеты, которыми руководил Михаил Ярков. Были учтены запасы продовольствия, налажена выпечка хлеба, организованы пять пунктов, где погорельцам выдавался хлеб.
Окружным судом была создана особая комиссия для выяснения причин пожара, арестовано около 200 человек по подозрению в поджогах и мародёрстве. Совет рабочих и военных депутатов открыл 11 пунктов по раздаче пищи пострадавшим и взял на учёт запасы продовольствия. Бездомных расквартировали в уцелевших домах, уплотнив их жителей. Больных разместили по медицинским учреждениям, часть отправили в Новониколаевск. Между Николаевском и Барнаулом непрерывно циркулировал санитарный поезд. Из Новониколаевска, Бийска и других городов шли эшелоны с хлебом и продуктами.
Сейчас уже наверное и не осталось живых свидетелей этого огромного пожара. Но память о народном бедствии живет среди барнаульцев, передаваясь от поколения к поколению. Даже спустя сто лет страшно смотреть на эти фотографии. Это был настоящий ад, через который прошёл целый город. А спустя некоторое время полыхала уже вся страна. Это была эпоха великих перемен и страшных потрясений, от последствий которых мы не можем оправиться до сих пор...
Красный пожар на заре Красной России
В России две беды: дураки и дороги.
Н.В. Гоголь
да не в дорогах дело
ели бы все были умные, то и дороги были бы хорошие)))
Если бы были все умными, мы бы жили лучше чем в других субъектах.
умные какие все стали)
в школе лучше учиться надо было
даже не знала такого факта в нашей истории.
вот это кошмар был..