Километры подземелий заброшенного комбината
Доброго времени суток, уважаемые читатели! Сегодня я решил продолжить затронутую в предыдущем материале тему барнаульских заброшек. Однако речь пойдёт не об одном, отдельно взятом, здании, а о целом заводе. Конкретно - о бывшем Комбинате химволокна (КХВ). Многим по той или иной причине знакомо это место. Иные знают хитросплетения полуразрушенных заводских построек вдоль и поперёк. Поэтому я не стану в который раз демонстрировать "баянные" цеха, а расскажу о том КХВ, которого вы точно не знаете - подземном.
Километры полузабытых тоннелей, коллекторов, бомбоубежищ расползаются под территорией завода, точно огромная бетонная паутина, выходя далеко за пределы бывших границ предприятия. Приготовьтесь окунуться в атмосферу давно забытых тайн, а я мысленно перенесусь в те далёкие года, когда путём многочисленных экспедиций и невероятных приключений собирался этот материал и самое ценное, что можно добыть в таких местах - атмосферные фотографии.
На территории комбината есть множество цехов, бытовых корпусов, складских помещений. В настоящее время часть из них отремонтированы и сдаются в аренду, либо снесены и представляют собой руины. А в нулевых годах, когда сердце комбината постепенно останавливалось и жизнь покидала бетонные стены построек, можно было легко прогуляться по территории, заглянуть внутрь цехов и осторожно полюбоваться былым величием.
Спустя некоторое время после того, как территория комбината стала открыта для всеобщего посещения, в одном из бывших производственных корпусов был найден неприметный спуск вниз. "Ну подвал и подвал", - подумали мы. Однако всё же решили спуститься и проверить, ведь как известно, любопытство - не порок.
Массивная железная дверь была приоткрыта, приглашая любопытствующих зайти внутрь. Вскоре мы уже делали первые неуверенные шаги в тёмное пространство, освещая путь дешёвыми китайскими фонариками.
Далее мы оказались в обшарпанном коридоре со множеством комнат по бокам. Это было небольшое бомбоубежище, заваленное гнилыми противогазами и ржавым инвентарём. Убежище закончилось очень быстро, превратившись в широкий мрачный тоннель, который медленно поворачивал вправо. Под ногами проседала многолетняя грязь вперемешку с трубами, металлом и трухлявыми досками.
Бетонные тоннели сменялись подземельями заводских цехов, куда сверху пробивались лучи дневного света. Глаза, привыкшие к темноте, резало от ярких солнечных лучей. Дискомфорт подземного пространства лихо компенсировался предвкушением дальнейших открытий, пусть и в масштабах родного города.
Снова потянулись длинные бетонные тоннели, то переходящие в полузатопленные теплотрассы, то упирашиеся в тупик. Нам приходилось несколько раз возвращаться до ближайшей развилки и идти в другую сторону. Это уже напоминало настоящий лабиринт, который медленно затягивал незадачливых путников в своё мрачное чрево.
Судя по перепадам высот, мы уже были на приличной глубине. Зачем строилась эта система? Для экстренной эвакуации рабочих? Для перевода производственных мощностей под землю в угрожающий период? Для коммуникационной связи цехов и подразделений? Думаю, любая из этих версий небезосновательна. А пока давайте двигаться дальше...
Тоннели, словно подземные черви, извивались под землёй. Огибая некие сооружения, фундаменты и коммуникации, они вели нас сквозь бомбоубежища, цеха и, конечно же, время. Разумеется, эта система появилась не в одночасье - она росла вместе с комбинатом, с каждой пятилеткой приростая очередными километрами.
Внезапно вдалеке показался тёплый ламповый свет. Эта часть коммуникаций была обитаема. Где-то рядом гудела бойлерная, насосы безостановочно откачивали сочащуюся из гнилых труб воду. Здесь мы могли легко встретить рабочих, но в этот раз разминулись. Надо было идти дальше, хотя здесь было весьма интересно: встречались не только ответвления, но даже перекрёстки, и это уже напоминало подземные улицы. Хотелось осмотреть всё, но надо было двигаться по основному маршруту - навстречу манящей неизвестности...
Некоторые участки подземного лабиринта напоминали старинные дореволюционные катакомбы, которые можно встретить в историческом центре Барнаула. Почерневший от времени кирпич, гнилые деревянные перекрытия - эти места хотелось преодолеть быстрее всего. Доски над головой зловеще поскрипывали, точно из последних сил сдерживая натиск кубометров земляного грунта.
В очередном подземном зале попался заброшенный лифт. Его железная клеть была засыпана обвалившимися сверху стенами. В шахте виднелся спуск на более глубокие уровни, но отразившийся в воде свет наших фонарей возвестил о том, что эти тайны уже недоступны современным исследователям.
Преодолевая один из завалов ползком, решил перевернуться на спину для более удобного прохождния особо узкого участка обрушения. И внезапно разглядел над собой вот этого красавца размером с небольшую ладонь. Как-то так получилось, что оставшийся лаз я преодолел со свистом. Ну, согласитесь, всё же мало приятного. Хотя встречи с живностью в таких местах - отнюдь не редкость.
Чуть дальше, вобрав в себя несколько боковых аппендиксов, центральный тоннель расширился до двухсторонней галереи. Дышать здесь было очень трудно. Жгучая химия, оседавшая десятилетиями вместе с пылью, поднималась в воздух из-под наших ботинок. Задерживаться на одном месте было нельзя - наростал риск отравления. Вообще, любое подземное путешествие - это большой риск, будь то техногенные лабиринты или природные пещерные образования. Не вернуться можно отовсюду. Но мы тогда не думали об этом, а просто шли вперёд.
За очередным витком подземного "проспекта" показался свет. Воздух стал намного чище. Неужели наше многокилометровое путешествие близилось к концу? Уставшие, мы радовались этому, ведь основной участок подземного лабиринта был пройден. Вдыхая аромат летнего воздуха, мы шли на свет в конце тоннеля.
У портала мы ещё раз обернулись назад - в ту непроглядную тьму заводских подземелий, где блуждали несколько часов. Мы знали, что ещё вернёмся сюда, чтобы продолжить исследование этой системы. Но на первый раз было достаточно...
Тоннель вывел нас к крутому склону у реки Обь. Тогда мы поняли, что легенды о заводских катакомбах не врут - стоит лишь сделать шаг в неизвестность, и она уже не отпустит тебя с пустыми руками и без багажа новых знаний.
А на поверхности, далеко за пределами бывшего КХВ, можно встретить вот такие неприметные бетонные сооружения - это вентиляционные стволы той самой системы. Они же - аварийные выходы из бомбоубежищ, которые связаны заводскими тоннелями. Многие из вас видели похожие сооружения по городу. Это и есть те самые порталы в мир тайн, покрытых толстым слоем пыли и забвения.
Из глубины тянет сыростью и едкой химией. Это место не для экскурсий. Оно для тех, кто хочет знать больше об истории своего города и предпочитает собственный путь изучения её полузабытых тайн.
В завершении хочу отметить, что в настоящее время подавляющей части этого подземного лабиринта уже не существует. Многочисленные обвалы, вызванные демонтажем цехов бывшего химкомбината, навсегда разделили некогда единую систему на множество разрозненных фрагментов. Всё, что осталось - это немногочисленные фотографии, которые, как и индустриальная эпоха нашего города, тоже стали неотъемлемой частью истории Барнаула.
Евгений, может есть материал про соседа КХВ - ХБК (ныне гипер Алтай)? Давно про него искала, по нашла инфы с гулькин нос((( Моя мама туда станки проектировала.
вау,это великолепно!!!какие фото
"А в нулевых годах, когда сердце комбината постепенно останавливалось и жизнь покидала бетонные стены построек, можно было легко читать полностью..
+100 в карму за такую статью, ждём новых
А сколько ещё материала не опубликовано!))) А сколько ещё тайн не раскрыто))))А сколько так и останется тайной))) и всё это знают читать полностью..
Такая махина, и лабиринты, кто-то строил эти подземелья. Ребятом спасибо, за информативный рассказ, и фото!
Живешь себе на земле, а под тобой целые улицы... даже не верится, что такое может быть)) Одно доказательство - читать полностью..
большое спасибо за интереснейшую статью и уникальные фотографии!
Читала. затаив дыхание....
Да, неизвестный город...