Колыванстрой: На обломках истории
Мысль о посещении этого, почти стёртого с лица земли посёлка, возникла довольно давно. По многочисленным рассказам очевидцев, посетивших эти места в разное время, складывалось представление о Колыванстрое, как о полумифическом месте, овеянном мрачными легендами сталинских времён.
Минувшей осенью мы наконец собрались в дорогу. Спустя несколько часов пути, миновав Алейск, Поспелиху, Курью и свернув направо, едва не доехав до Колывани, мы оказались на месте. Ещё издалека показался огромный рудный отвал, возвышавшийся над лесным массивом.
Постепенно деревья расступались, вокруг становилось всё больше пустырей и наконец, за очередным поворотом, показался относительно новый памятник, у которого мы и остановились.
Слева - небольшая речка Локтевка, справа - горы отработанной породы и всюду обломки зданий, подёрнутые мхом фундаменты. Никаких признаков жизни. Периодически появлялось ощущение тоски и вместе с тем чувствовалась тяжёлая энергетика этого места. В заброшенных городах и посёлках своя неповторимая атмосфера, которую сложно передать словами.
Перед началом осмотра посёлка мы направились к памятнику. На одной из встреч бывших жителей Колыванстроя было принято решение об установке памятного знака. Объявили сбор средств, разработали эскизный проект монумента. Вскоре в Санкт-Петербурге был изготовлен базальтовый монолит весом 2 тонны. Затем его перевезли в Барнаул, где местные художники нанесли на камень изображение и надписи. Открытие мемориала состоялось 29 июня 2013 года.
У основания памятника, а также на некоторых валунах вдоль дороги россыпью лежали старые гвозди, скобы и прочие ржавые детали. Это весьма распространённые находки в тех местах - за полвека они наполнились немыми свидетельствами тех лет, которые застали расцвет Колыванстроя.
Грустная судьба нередко постигала многие посёлки, в которых живут горняки, шахтёры, лесозаготовители. После того как запасы недр и лесов истощались либо их добыча становилась нерентабельной, предприятия закрывались, а их работники оказывались невостребованными. Так произошло и с Колыванстроем. Его история охватывает всего три десятилетия, однако весьма интересна и заслуживает внимания.
Известный советский геолог и учёный Владимир Котульский ещё в 1917 году оценил Колыванское месторождение вольфрама весьма перспективным. В результате чего в 1936 году появился рудник Колыванстрой, численность населения которого быстро достигла 10 тысяч человек.
В центре поселения на площади высилась трибуна, окружённая административными, торговыми, складскими и культурными зданиями. В горняцком посёлке открыли фабрично-заводское училище, построили электростанцию, механический и электротехнический цеха, автопредприятие. А сама шахта располагалась прямо за околицей посёлка. На Колыванском руднике размещалось рудоуправление, которое после 1952 года было перенесено в горно-алтайский посёлок Акташ.
Работники, добывавшие вольфрам в горе Динамитной, получали зарплату в рублях и даже в чеках (бонах), на которые в местных магазинах можно было приобрести такие деликатесные продукты, как икра, балык и даже осетрина. Обратной стороной приличных заработков и хорошего снабжения были силикоз лёгких и преждевременная смерть.
Бурение производилось вручную. Также вручную куски руды загружались в вагонетки и потом их выкатывали на поверхность, причём эту работу делали в основном женщины. В смену до 70 вагонеток каждая. Средний возраст мужчин в Колыванстрое был всего лишь 35-40 лет. Женщины жили чуть дольше.
Приступив к осмотру остатков рудника, первое что мы увидели - это каменная стена обогатительной фабрики.
Невдалеке виднелись руины механического и электротехнического цехов. Рядом с ними - заваленный камнями вход в штольню. Местами виднелись дыры в земле, очень напоминавшие полузаваленные входы под землю. Внутри фонарь осещал лишь небольшой каменный мешок, осенние листья и отсутствие какого-либо дальнейшего прохода.
Когда-то Колыванстрой был весьма благополучным посёлком. Для жителей имелись больница, два детских садика, средняя школа, ателье по пошиву одежды и ремонту обуви, клуб, баня с прачечной, магазины. В клубе некоторые горняки любили заниматься в духовом оркестре. Там же работала библиотека. Однако в конце 50-х годов, практически в одночасье посёлок оказался ненужным. Советские металлурги предпочли покупать вольфрам не на планово-убыточных отечественных предприятиях, а в Китае, где цена на него была существенно ниже. Такая судьба постигала многие посёлки горняков.
За время разработки месторождения и деятельности рудника в период с 1935 по 1960 год было разработано более 150 вольфрамовых жил на глубину до 200 метров. Поднято на поверхность 315 тысяч тонн руды и получено на фабрике 2 315 тонн триокиси вольфрама (это 0,73% от общего количества добытой руды).
В апреле 1960 года рудник был закрыт, люди стали разъезжаться. Последние жители посёлка уехали в 1980 году. Посёлок прекратил своё существование, но уже с 1975 года на место, где 25 лет действовал рудник, стали собираться бывшие жители: сначала через пять лет, потом через три года. А последнее время – ежегодно. Особенно многолюдной встреча бывших жителей Колыванстроя состоялась в 1985 году.
Кроме Колыванстроя, примерно в те же годы, на Алтае действовало ещё несколько вольфрамовых рудников, в сёлах Верх-Слюдянка, Мульчиха, Макарьевка, Белокуриха. Также действовал Кулгутинский рудник в Кош-Агачском районе нынешней Республики Алтай, который построили и на котором работали заключённые. Вольфрамовые рудники Алтая имели локомобили для выработки электроэнергии, узкоколейки с вагонетками, горное оборудование и другие сложные механизмы. Сейчас от них практически ничего не осталось...
С трудом поднимаясь вверх, по осыпающимся отвалам породы, приходило понимание того, сколько времени, труда и человеческих жизней было положено на освоение этого и других подобных месторождений. Какие суровые были времена и на что были готовы люди, ради стабильного завтра.
Завершив осмотр посёлка и обогатительной фабрики, мы наконец приблизились к вентиляционной шахте рудника, из которой тянуло холодом, да так, что в воздухе висела туманная дымка. Нам предстоял спуск в недра горы динамитной для изучения всех доступных стволов рудника.
При помощи верёвок спустились на дно вертикального ствола вентиляционной шахты.
Вскоре нас поглотил холод вековых подземелий. В свете фонарей мы начали погружение в неизвестность, навстречу сырости и гулкой тишине каменных сводов. Об этом читайте в следующем материале.
Здравствуйте, хотелось бы узнать больше об этом месте, могли бы вы мне написать во Вконтакте? https://vk.com/strykalovskyили на почту samurailiki@gmail.com
И откуда про все эти интересные места узнаёте, Евгений?!
Спасибо автору за то что напомнили людям о героическом труде моих родителей на руднике в период с 1941 по 1959 год, Мой отец Кропотов читать полностью..
Ждем продолжения
И снова нереально красивые фотографии! И грустная история жизни страны, использования человеческих и природных ресурсов ...