Предложить новость
 
Главная Статьи Дрожь завода

Дрожь завода

Ещё каких-то несколько лет назад Барнаульский Дрожжевой Завод исправно снабжал потребителей своей продукцией. А сегодня от бывшего производства не осталось и следа. Едва пережив вековой юбилей (построен в 1914 году), завод был преднамеренно обанкрочен и в 2016 году оказался полностью заброшен.

 

Эти две фотографии были сделаны в 2010 году. Тогда ещё ничто не предвещало беды. Завод недавно был переведён на газовое отопление, а труба котельной выведена из эксплуатации и законсервирована как часть памятника культурного наследия. Но 6 лет спустя, когда предприятие де-факто оказалось бесхозным и даже перестало мало-мальски охраняться, стало очевидно, что в ближайшее время цеха могут быть растащены вандалами. Необходимо было срочно зафотодокументировать завод в том виде, в котором он функционировал последние десятилетия. И я взялся за фотоаппарат.

 

Слухи подтвердились - на проходной я не встретил охраны и свободно прошёл на территорию. Многочисленные цепочки следов расползались по территории завода и вели к распахнутым дверям в основное и второстепенные помещения. Существовал риск нежелательной встречи с местными жителями, которые уже потихоньку растаскивали имущество обанкроченного предприятия.

 

Фасад главного производственного здания заводского комплекса пока ещё находился в удовлетворительном состоянии. В советское время сооружение обросло различными пристройками в целях расширения основного производства. В то время исторические здания не представляли особой ценности, поэтому повсеместно перестраивались и разрушались. Можно сказать, что облик Дрожжевого завода пострадал не сильно, в отличии от того же Сереброплавильного или Кожевенного заводов. А про Пивоваренный завод братьев Ворсиных и говорить нечего - его просто не узнать.

 

Внутри всё выглядело целым. То, что вы увидите на следующих фотографиях, в настоящее время демонтировано и вывезено на металлолом. Сперва старались мородёры, потом на какое-то время у заводского комплекса вновь появилась охрана и демонтажем  производственного оборудования занимались бывшие собственники предприятия.

 

При подготовке данного материала у меня была мысль сделать сравнительные фотографии и показать, как выглядят помещения в настоящее время. Но я не стал этого делать, поскольку сейчас в бывших цехах не осталось ровным счётом ничего. Сколько бы раз я не посещал и не фотографировал умерщвлённые производства, вновь и вновь их вид вызывает у меня чувство горечи и досады. Как в одночасье разрушается то, что создавалось и благополучно функционировало целый век! 

 

Многие ругают меня за то, как бескомпромиссно и подробно я освещаю обратную сторону нашего города и жизни вцелом. Однако сегодня не будет трэшовых кадров и резких высказываний. Всего лишь несколько окошек, через которые мы с вами заглянем в прошлое и увидим очередной потерянный завод. И пусть каждый сделает свои выводы.

 

Встречи с "местными" избежать не удалось. В одном из помещений нос к носу столкнулся с мужичком лет 35. Я не стал расспрашивать его, что он здесь делает. Мы просто поздоровались и пошли дальше, каждый по своим делам. Ходить по таким местам в одиночку - не лучшая идея, поскольку есть риск куда более нежелательных встреч.

 

Давайте продолжим осмотр основного производства.

 

Весьма порадовали винтовые лестницы, ведущие с этажа на этаж. Это довольно редкое решение для промышленных построек нашего города. Таким образом экономится пространство, особенно в тесных зданиях, коим, без сомнения, является главный корпус Дрожжевого завода.

 

В некоторых помещениях абсолютно отсутствовал свет. Приходилось пользоваться внешней вспышкой. К сожалению не было времени и возможности поснимать с использованием фонарей. Но, как говорится, лучше так, чем никак.

 

Интересно, что стало с работниками данного завода? И какое число людей трудилось на предприятии? Разумеется, закрытие Дрожжевого завода не идёт в сравнение с остановкой таких гигантов, как Комбинат химволокна, Моторный завод, Хлобчатобумажный комбинат. Но подобная статистика - вещь крайне малоприятная.

На одном из этажей обнаружилась заводская лаборатория. Здесь разрабатывались новые виды дрожжей, а также производился контроль качества выпускаемой продукции.

 

Упаковки с надписью "Дрожжи" торчали из всех приборов. Всё выглядело так, словно работники покинули свои рабочие места буквально вчера. Даже пыль ещё не успела припорошить столы, химпосуду и прочее оборудование.

 

Разнообразные склянки с непонятными субстанциями притягивали внимание, но я благоразумно не стал изучать содержимое подобных ёмкостей.

 

Здесь же кто-то соорудил эту инсталляцию из противогазов и респиратора. Как бы выглядел мир, если бы разом исчезли все люди? Наверное как-то так...

А теперь поднимемся ещё на один этаж выше и продолжим осмотр производства.

 

А теперь вернёмся обратно на первый этаж и совершим беглый осмотр административного крыла здания.

 

Здесь несколько офисных помещений, мебель, кипы документации и множество канцелярских принадлежностей.

 

Но есть и более интересные моменты. Например, стенд с технологической схемой получения дрожжей.

 

Зал для собраний встретил неожиданной чистотой и сохранившейся советской атмосферой. Разве что не хватало портрета Ленина на стене за трибуной.

 

Однако попадались и куда более тленные помещения, интриговавшие своей неповторимой суровой красотой.

 

А напоследок мы спустимся в подвальные помещения.

 

Здесь ничего не менялось как минимум полвека. Скорее всего, с конца 50-х годов прошлого века, когда на заводе произошла последняя масштабная реконструкция. Те же потолки и стены, разве что прибавилось коммуникаций.

 

Если что-то и сохранилось в относительно неизменном виде в течение последних двух лет, так это подвальные помещения. Едва ли здесь может быть мрачнее.

 

Что спрятано за этой дверью слева, для меня осталось загадкой. Возможно, слуховое окно на улицу. А может быть, и тайный ход в расположенное через дорогу историческое здание, также ранее относившееся к заводскому комплексу.

 

Я не стал проверять эти догадки, оставив сенсации для будущих городских исследователей и краеведов.

 

А вот и это здание. На тот момент ещё целое и закрытое. Сейчас на него больно смотреть. К слову, на здании висит памятная табличка. Надпись на ней гласит: "Здесь в 1765-1766 гг. на территории бывшего Стекольного завода был построен и пущен в эксплуатацию первый в мире универсальный двигатель пароатмосферного типа, изобретенный И.И. Ползуновым". Получается, что это место с богатейшей историей!

 

Очень хочется верить, что у бывшего Дрожжевого завода появится вторая жизнь. Комплексу необходима реновация и ответственный хозяин. Это не просто наша история, это гордость и слава алтайской земли, это наши великие предки и непростая судьба, выпавшая на долю предыдущих поколений. Станем ли мы их достойными потомками - зависит только от нас!

Благодарю за внимание!

Также рекомендую подписаться на сообщество Urban History, где вы можете ознакомиться с другими материалами на тему истории Барнаула.

 

Просмотров/предпросмотров: 7394/1377
 
Вернуться к списку статей →

Комментарии

10,8
Владимир Евтушенко

Да, предприятия вымирают, печально, куда-то вниз ползем.
Вообще молодец, хорошая и нужная тематика.

28 февраля 2018 в 21:20
2
244,8
Алексей Курелёнок

Спасибо за шикарную статью!

28 февраля 2018 в 13:23
3
23,4
Виктория Шакалова

Просто классные и грустные фотографии. Барнаул стал торгашом!

28 февраля 2018 в 13:01
3
Шокомария

 

Мы создаем новости вместе с вами

Предложить новость



Автосалон


Мы  в соцсетях