Предложить новость
 
Главная Статьи Индустриальные просторы

Индустриальные просторы

Этот материал посвящается всем любителям заводских пейзажей и таинственной атмосферы индустриального прошлого. Сегодня, в форме виртуальной экскурсии, мы прогуляемся по гиганту чёрной металлургии - Кузнецкому металлургическому комбинату (КМК).

Комбинат был построен в начале 30-х годов прошлого века, став крупнейшим металлургическим производством за Уралом. Однако спад производства после развала Советского Союза сделал своё дело и сейчас на предприятии действуют всего три цеха, а сам комбинат принадлежит ОАО "ЕВРАЗ ЗСМК", являясь частью другого индустриального гиганта - Западно-Сибирского металлургического комбината (ЗСМК).

 

Осмотр предприятия начнём с одной из его достопримечательностей - 540-метрового тоннеля, который строился одновременно с комбинатом. Затраты на его строительство достигли огромной по тем временам суммы - 9 миллионов рублей. Во время строительства было вынуто 180 000 кубометров земли, уложено 13 000 кубометров бетона, засыпано 6 000 кубов гравия и 62 000 кубов земли.

 

Тоннель был предназначен для связи городских микрорайонов, оказавшихся по разные стороны от комбината. В то время основная часть работников предприятия проживала в посёлке Верхняя Колония, который находился на другой стороне от нынешнего центра города. Тогда, с обратной стороны от Верхней, уже разрасталась Нижняя Колония, Соцгород и другие микрорайоны. Поэтому единственным выходом для осуществления беспрепятственной связи между жилыми кварталами стало строительство данного тоннеля.

 

Кстати говоря, этот тоннель стал первым автомобильно-пешеходным тоннелем в нашей стране. В нём находятся два выезда прямо на территорию завода. На ответвлениях присутствуют светофоры, контрольно-пропускной пункт, ведётся видеонаблюдение. 

 

Пешеходные зоны расположены по краям и отделены от проезжей части 307 железобетонными столбами с каждой стороны. Ширина автомобильной части тоннеля семь метров, пешеходных - по полтора. Итого десять. Высота сводов почти четыре метра.

 

На всём протяжении тоннеля имеются вентиляционные вытяжки, осуществляется принудительное нагнетание воздуха. Во времена расцвета комбината, когда по тоннелю шёл постоянный поток автотранспорта, не справлялась даже хорошо продуманная система вентиляции. 

 

Над развилками у КПП установлены большие металлические купола с вентиляционными решётками. Смотрится довольно масштабно.

 

Как я уже упоминал, здесь установлено множество видеокамер для постоянного контроля ситуации в тоннеле. Проход и проезд с одной на другую сторону завода осуществляется свободно. Городские исследователи с фотоаппаратами не вызвали живого интереса у охраны.

 

Это второй выезд на территорию комбината. В настоящее время он не используется. Ворота закрыты, КПП находится на консервации. Дневной свет с улицы немного разбавляет тёплый ламповый тлен холодного подземелья.

 

Напротив этого КПП, прямо на стене тоннеля, установлена табличка, говорящая о том, что здесь похоронен один из строителей данного сооружения. История такая: один из прорабов стройки, А.М. Заев, серьезно заболел пневмонией и, почувствовав, что умирает, завещал похоронить себя прямо на своем рабочем участке в стене тоннеля, "чтобы избежать разрыва со стройкой и не уйти бесследно в пустоту". Его пожелание было исполнено. Воистину "гвозди бы делать из этих людей", вот что значит - единая страна, единый народ, единая идея.

 

А это портал тоннеля с обратной стороны, там где когда-то располагалась Верхняя Колония и жили тысячи человек. Сейчас это полузабытая промзона со множеством постопокалиптических пейзажей, любимой многими "эстетикой ебеней" и мерным гудением заводских цехов.

 

Здесь мы видим самое крупное из сохранившихся зданий Верхней Колонии - бывшую гостиницу. Кстати, первую из построенных в Сталинске (так в то время назывался Новокузнецк). Помимо гостиничных номеров, в здании находился кинозал. Фасад гостиницы, выполненный в конструктивистских формах, позже был несколько реконструирован. Во время войны здесь располагался эвакогоспиталь. Со временем трубы КМК окутали весь район дымом, что стало одной из причин его расселения, а в здании гостиницы разместили контору "Сибруды", которая и находилась здесь до 1997 года.

 

Продолжим нашу виртуальную экскурсию и постепенно переместимся ещё дальше - вглубь индустриальных кварталов. Здесь до сих пор кипит заводская жизнь, ходят железнодорожные составы, слышен постоянный лязг металла и царит непередаваемая атмосфера не столь далёкого индустриального прошлого.

 

Тут и начинается самая интересная часть нашей прогулки. Возможность прикоснуться к живой истории. Увидеть, потрогать и сфотографировать сохранившиеся цеха некогда крупнейшего предприятия города.

 

Ждём, когда проедут БелАЗы, пронесётся очередной железнодорожный состав и, под оркестр монотонных индустриальных звуков, приблизимся вплотную к сталеплавильному цеху.

 

Здесь уже совсем иные масштабы, чем на предприятиях Алтайского края. В нашем регионе потягаться с металлургическими гигантами Кузбасса может разве что Заринский коксохимический комбинат, и то лишь с натяжкой. Поскольку, например, на том же ЗСМК есть свои коксовые батареи, и это лишь один из многочисленных цехов предприятия.

 

Далее без лишних слов насладимся величием эпохи и человеческой мысли, которые переплелись с металлом заводских цехов и воплотились в это масштабное производство.

 

С высоты цехов можно наблюдать, как многотонные самосвалы вывозят раскалённый шлак, как переплетаются трубы и прочие коммуникации, как работают люди. Конечно, никакая виртуальная экскурсия не сможет передать полноту ощущений от живого присутствия.

 

С цеха на цех можно переходить по огромным трубам, на которых предусмотрены специальные ограждённые проходы. Это очень удобно и экономит множество сил и времени.

 

Куда ни глянь - всюду заводские просторы. 

 

Размеры самих цехов также впечатляют. Внутри спокойно поместится не одно футбольное поле. 

 

А над головой - свинцовое небо. Серые облака, в которых растворяется заводской смог. Идеальная погода для заводской прогулки. Солнце здесь неуместно.

 

С цеха также можно наблюдать большой склад металлолома, позади которого виднеются очертания жилой застройки Новокузнецка. Близкое соседство с заводами всегда было главной причиной плохой экологической обстановки в городе. После упразднения доменного производства и демонтажа печей, ситуация с экологией немного улучшилась.

 

Перед вами те самые индустриальные пейзажи, о которых уже так много сказано в этой публикации. Атмосфера действительно возвращает нас в первую половину XX века. Едва ли эти пейзажи претерпели существенные изменения за минувшие несколько десятилетий.

 

Продолжаем передвигаться с крыши на крышу.

 

Одна из труб сталеплавильного производства.

 

Эти трубы, словно гигантский паук, притаившийся в самом центре огромной рельсовой паутины комбината.

 

Заглянем в цех. Здесь в буквальном смысле кипит работа. Раскалённый металл притягивает взгляд, и можно долго наблюдать, как плавится сталь. Чувствуется сильный жар, контрастирующий с пасмурной прохладой затянувшейся весны.

 

Быстро пробежимся по цеху и направимся к выходу, минуя равнодушные взгляды рабочих.

За следующим цехом нас поджидает вентиляционная шахта - верный признак бомбоубежища. Ну что же, поищем вход.

А вот и он. Но здесь закрыто. Обойдём вокруг.

А вот и ещё один портал в подземелье. На сей раз вход открыт, и мы осторожно спускаемся вниз.

Распахнутая защитная гермодверь и облезлые стены не сулят тепла и уюта.

 

Так и есть - убежище заброшено. И, кажется, очень давно.

 

Судя по конфигурации, защитное сооружение довольно старое, ориентировочно 50-х годов постройки. По истлевшей документации сложно понять, когда убежище было выведено из эксплуатации.

 

Туалет. А в одной из кабинок...

 

...аварийный выход из бомбоубежища. Странное решение. Тем более, что унитаз не позволит форточке полностью открыться.

 

А в этом баке должен был помещаться запас воды. Но сейчас влаги в этом подземном сооружении гораздо больше, чем могло бы поместиться в этой ржавой ёмкости.

 

В дальнем конце заблокированная дверь, ведущая к закрытому входу у обнаруженной вначале вентшахты.

 

Вентиляционное оборудование сгнило вместе со всем остальным. Смотреть здесь давно уже нечего, поэтому мы отправимся к выходу.

 

Подводя итог нашей продолжительной экскурсии по КМК, можно сказать лишь одно: "Слава великому советскому народу!" Минувшее столетие было временем масштабных проектов, смелых и бескомпромиссных решений, а также эпохой самопожертвования во имя светлого будущего. Самое малое, что мы можем сделать в память о трудовых подвигах наших предков - помнить и уважать их заслуги. Такой историей можно гордиться по праву!

Благодарю за внимание.

Просмотров/предпросмотров: 4394/1455
 
Вернуться к списку статей →

Комментарии

12,2
Андрей ПеровВиктория Шакалова

Если бы только один...

11 марта 2018 в 17:24
1
23,4
Виктория Шакалова

Очень интересно и познавательно. Действительно, масштабы строитества во времена СССР не то, что сейчас - построить один торговый центр ...

11 марта 2018 в 12:20
2
Мария кофе

 

Мы создаем новости вместе с вами

Предложить новость



Автосалон


Мы  в соцсетях