Эхо в лесу
Удивительно, сколько всего интересного спрятано от посторонних глаз в глуши непроходимых лесов нашей необъятной Родины! В середине 90-х, будучи ещё ребёнком, я вглядывался в бескрайнюю даль из окна скорого поезда, а один из случайных попутчиков, видя мой интерес, рассказывал об интересных местах, в которых ему довелось побывать. Среди прочего мне особенно врезались в память слова о множестве паровозных кладбищ, разбросанных по стране. По его словам, это были специальные стратегические запасники на случай войны, где паровозы всегда были готовы к работе.
Прошли годы. Но интерес к упомянутой теме так и не угас. Некоторое время мы потратили на сбор необходимой информации и вот, шаг за шагом, ноги приближали нас к заветной цели. Полузаброшенная железнодорожная ветка, вдоль которой мы шли, уводила всё дальше в лес. Несколько километров спустя из-за угла показался паровоз. Наконец мы достигли желаемой цели!
Мы оказались на одной из так называемых баз запаса РЖД (бывшего Министерства путей сообщения). Основная её часть находилась под охраной. Там хранились на консервации электровозы, тепловозы, электропоезда и различная путевая техника. Но интересующие нас паровозы были в стороне от основной территории базы. К ним вел заросший рельсовый путь.
Вот они! Большие, металлические и... ржавые. Дожди и ветра на протяжении десятилетий смывали с них консервационную смазку, и теперь рамы, котлы и будки местами проржавели до дыр.
Солнце постепенно клонилось к закату. Нам надо было торопиться, чтобы как можно подробнее изучить и отснять это место.
При самом ближайшем рассмотрении машины оказались в плачевном состоянии. По сути мы попали не на базу запаса, а на самое настоящее паровозное кладбище.
Тогда, в девяностых, они ещё поддерживались в рабочем состоянии. Периодически их смазывали, переставляли с места на место и, разумеется, охраняли. Вообще любопытно, что до сих пор эти паровозы не пустили на металлолом или не продали в Китай, как сотни их собратьев.
Большей частью здесь уцелели паровозы серии Л. Эти машины выпускались с 1945 по 1955 год. В основном водили грузовые поезда. А названы были в честь конструктора Л.С. Лебедянского. В народе их чаще называли Лебедянка или Лебедь. Всего было построено 4200 таких паровозов.
Кроме паровозов попалась лишь одна цистерна. Видимо, самодельная, сваренная из листов металла.
С вершины одной из кабин открылся интересный вид на вереницу паровозов, затерянных в этой лесной глуши.
С кабины я спустился в тендер, специальный прицепной вагон, в котором находился уголь, использовавшийся в качестве топлива.
Из тендера прямиком попал в кабину машиниста. Здесь всё давным давно прогнило, а заслонки паровозной топки так и застыли в немом крике.
Все локомотивы, как и большинство растительности и деревьев в округе, были укутаны в саван паутины. Пауков было так много, что пару раз приходилось стряхивать их с головы. Позже, когда мы немного углубились в лес за грибами и земляникой, видели там особей размером с детскую ладонь. В общем атмосфера в тех местах была что надо.
Так и стояли эти машины из года в год, в ожидании неминуемого конца. Раньше их здесь было в несколько раз больше. Некоторым из них повезло, и они были установлены в качестве памятников на вокзалах и станциях. Другие пошли под нож.
Крепко сцепившись друг с другом, они словно держали незримую оборону. Но куда им против человека и течения времени...
Среди прочих попался и паровоз серии Э. Это куда более старая серия локомотивов. Именно они были основными тяговыми единицами на железных дорогах страны в годы Великой Отечественной войны.
Так выглядела ходовая часть этих локомотивов. Когда-то колёсные пары сверкали ярко-красным цветом.
Почти в самом конце сплотки был обнаружен паровоз серии ЛВ, который в советское время являлся самым экономичным локомотивом, имея высокий КПД. Но и его время постепенно ушло. В 70-х годах прошлого века паровозы окончательно исчезли с магистральных железных дорог, уступив место электровозам и тепловозам.
Век паровой тяги заканчивался здесь - на этой и на многих других базах запаса. В те времена паровозы массово консервировались и хранилсь на случай очередной войны. Ведь чтобы привести их в движение, не нужно электричество и солярка. Достаточно подбросить уголька, заправить водой и можно ехать. Но и это время осталось позади.
Закончив осмотр, как я уже упоминал ранее, мы собрали земляники и грибов. В прохладной тишине летнего вечера немного перекусили и стали собираться в обратный путь. Вскоре пошёл мелкий дождь.
Так закончилось наше очередное путешествие в прошлое. Возвращаясь вдоль железнодорожной ветки, сквозь порыв ветра, нам показалось как откуда-то из глубины лесов донёсся еле различимый гудок паровоза. Надрывный и далёкий. По коже побежали мурашки. Такие ощущения стоят потраченных времени и сил. Но надо двигаться дальше.
Благодарю за внимание.