Предложить новость
 
Главная Статьи Электростанция

Электростанция

И вновь приветствую всех любителей городских исследований! Думаю многие из вас догадались, что за место изображено на следующей фотографии. Для тех же, кто предпочитает обходить стороной все местные задворки, спешу сообщить, что именно так до недавнего времени выглядел Речпорт на улице Промышленной. В настоящее время на месте этих портальных кранов уже во всю возводятся жилые высотки. Но речь сегодня не о них.

Внимательный зритель наверняка заметит интересное строение с высокой дымовой трубой, что притаилось среди нагромождения песка, металла и прочих отголосков индустриальной эпохи. Это и есть первая городская электростанция, о которой я хочу рассказать вам сегодня.

 

Разумеется, электричество в городе появилось не здесь. Самые первые электростанции Барнаула были частными. Ещё в конце XIX века, а именно в 1898 году, купец Павел Дмитриевич Сухов организовал на первом этаже своего двухэтажного кирпичного дома на нынешней улице Льва Толстого самую первую электростанцию, основным назначением которой стало освещение самого дома, магазина и усадьбы. Значительно большее значение для жителей Барнаула имела электростанция Ивана Платонова, построенная в 1900 году. Она фактически выполняла роль городской, снабжая электричеством не только усадьбу владельца, но и магазины, учреждения и жилые дома. Однако с каждым годом число потенциальных потребителей электроэнергии неуклонно росло, поэтому накануне Первой Мировой войны Городская Дума запланировала строительство городской (или как сейчас бы сказали - муниципальной) электростанции.

 

Смету на её строительство составил томский инженер Б. Гецен, город начал делать займы в банках для этого строительства. Проект прошёл экспертизу в томском технологическом институте. Однако к 1917 году строительство так и не завершилось. Сказались условия военного времени и вызванный ими кризис народного хозяйства. Барнаул оказался в роли города-должника. А знаменитый пожар в мае 1917 года нанёс сокрушительный удар по коммунальному хозяйству, уничтожив городскую и большинство частных электростанций.

В 1918 году станцию фактически начали возводить заново, о чём свидетельствует соответствующая дата на кирпичной трубе. Долгое время городская электростанция оставалась главным источником света в Барнауле и только в 1936 году была введена в строй котельная Барнаульского меланжевого комбината, позднее преобразованная в отдельное предприятие и получившая название ТЭЦ-1. О первой городской теплоэлектроцентрали вы можете почитать в моих предыдущих материалах.

 

Что удивительно, внешний облик электростанции дошёл до наших дней без каких-либо существенных изменений. Разумеется, внутри производились перепланировки, но основное назначение станции оставалось неизменным. Следующий снимок был сделан фотографом Сергеем Семёновым в 90-х годах прошлого века. Всё время, что существовал Речпорт, здание продолжало функционировать. В 1994 году оно получило статус памятника архитектуры местного значения как образец промышленной архитектуры начала XX века. 

 

Уже в начале 10-х годов нынешнего века строительная компания "Сибирия" выкупила территорию Речпорта и приступила к возведению на его территории жилого комплекса "Новая пристань". В обнародованном проекте застройки здание электростанции отсутствовало, что встревожило городскую общественность. В ответ на это застройщик заверил, что здание будет сохранено и приспособлено под современные нужды. Стоит отметить, что в 2016 году президент В.В. Путин подписал закон, устанавливающий охранную зону в 200 метров вокруг любого памятника архитектуры, если для него не разработан отдельный проект охранных зон. Путём нехитрых подсчётов в специальных программах видно, что возводимый жилой дом "Новой пристани" уже частично "залез" в эти пресловутые 200 метров. Поскольку в открытых источниках не фигурирует информация о разработке проекта охранных зон для электростанции, хочется верить, что застройщик будет действовать по закону и не нанесёт ущерб сложившемуся архитектурному ансамблю на пересечении улиц Промышленной и Льва Толстого. Помимо электростанции, через дорогу находится ещё один архитектурный памятник, в котором размещается Государственный музей истории литературы, искусства и культуры Алтая.

 

Буквально сегодня появилось сообщение о том, что собственник собирается разместить внутри электростанции газовую котельную и центр детского творчества. Также представитель компании "Сибирия" намекает на то, что кирпичная труба не является памятником архитектуры, а значит может быть снесена.

Считаю, что это спорный вопрос и решение по нему должно быть принято не в одностороннем порядке, а как минимум на градостроительном совете.

 

Далее без лишних слов предлагаю вам прогуляться по вековым помещениям первой городской электростанции и насладиться неповторимой атмосферой прошлого, запечатлевшей интерьеры уникального для Барнаула образца промышленной архитектуры начала XX века.

 

А теперь спустимся в самую интересную часть здания - подвал, где в настоящее время находится небольшая котельная.

На этом очередная виртуальная экскурсия подходит к концу. В нашем городе ещё много "глухих медвежьих углов", в которых чудом уцелела неповторимая энергетика давно ушедшего времени. В этих местах устало поскрипывают двери, покачиваются старые лампочки, закутанные в невесомое кружево паутины, и уныло гудят ржавые железные трубы. Здесь можно прикоснуться к прошлому и ощутить себя частью истории.

Благодарю за внимание!

Просмотров/предпросмотров: 7202/2106
 
Вернуться к списку статей →

Комментарии

10,6
Александр Пятков

28 сентября 2018 в 02:08
0
73925,1
AvtorИван Фёдорович

Они у вас не отображаются.

12 сентября 2018 в 09:34
0
10,2
Иван Фёдорович

В статье нет фотографий, или они у меня просто не отображаются?

11 сентября 2018 в 20:57
0
Шокомария

 

Мы создаем новости вместе с вами

Предложить новость



Автосалон


Мы  в соцсетях