Барнаул - законодатель зимней моды
Сейчас трудно представить, что более 100 лет тому назад сибирский город Барнаул стал законодателем мод в Российской Империи и СССР (до 30-х годов ХХ в.) в зимней одежде.
В Барнауле производились полушубки "барнаулки", которые прославили наш край по всей стране и даже за ее пределами. Выпускались "барнаулки" как для мужчин, так и для женщин. Полушубки были черного цвета, опушенные по рукам, подолу и карманам курчавым мехом, окрашенные, вместо дубления, особым составом, изобретенным Степаном Ивановичем Гуляевым - видным исследователем Алтая, историком, этнографом, фольклористом и изобретателем.
Степан Гуляев родился в с. Алейское, в семье служащего Локтевского завода. По окончании Барнаульского горного училища был направлен в Петербург писцом горного отделения Кабинета. Здесь много занимался самообразованием, через переписку с родными и знакомыми собирал материалы по истории и этнографии Алтая, былины и песни. Наряду с основной службой занимался археологией, минералогией, селекцией, фольклором и этнографией.
Первый обратил внимание на белокурихинские радоновые источники, где и построил лечебницу, первый на Алтае осуществил опытные посевы сахарной свеклы, табака, изучал рыболовный промысел. Кроме того, Степан Иванович занимался просвещением населения.
Так, в 1862 году на свои скромные средства открыл публичную библиотеку, которая просуществовала непродолжительное время. Выступал за открытие гимназии в Барнауле, университета в Сибири, состоял кандидатом в члены Общества попечения о начальном образовании в Барнауле. В 1878 г. произведен в статские советники, утвержден в звании потомственного дворянина. Похоронен на Нагорном кладбище.
Но настоящую мировую славу ему принесли чернила. История гласит, что во время путешествий по деревням и селам Алтая Степан Иванович интересовался у местных жителей, чем они красят нитки и ткани, а потом из местных растений изобрел свой краситель, в состав которого входил отвар ивовой коры с раствором хромово-кислого калия. Такая смесь придавала устойчивый оттенок черного цвета. До этого овчину обрабатывали на закваске овсяной и пшеничной муки, дубили экстрактами из древесной коры, поэтому изделия получались желтого цвета. Натуральный краситель черного цвета, который производили во Франции - "кампеш" - был очень дорог и в Россию не ввозился.
Степан Гуляев в 1866 году свое изобретение подарил даром барнаульскому шубнику Лапину с условием, что тот должен был производить дешевую продукцию, не наживаться на новом красителе.
Но на деле все получилось наоборот - шубы-барнаулки из выделанной овчины, покрашенной в черный цвет, принесли Лапину баснословный доход. По подсчетам историков, только в 1877 году он отправил в Восточную Сибирь, Томск, Иркутск и Благовещенск до тысячи штук своих полушубков.
В "Очерках Барнаула" начала XX века сообщается, что за год овчинные заводы и мастерские города выпускали до 12 тыс. шуб на общую сумму 180 тыс. рублей. Это примерно по 15 рублей за штуку.
С введением Транссибирской железной магистрали "барнаулки" начали появляться и в европейской части нашей страны. Популярности прибавил и такой исторический факт, что в 1868 году великий князь Владимир Александрович Романов принял из рук алтайских купцов овчинный полушубок и с удовольствием его носил.
Свою историю имеет и женский вариант этой шубы. Так, барнаульский мещанин-шубник Самолетов приобрел несколько овчин и сшил по своей модели красивую шубу. Длина шубы была до колен, воротник узкий, модель сильно приталена и без карманов. Правая пола, низ юбки и воротник оторочены мехом амурского сурка. К шубе рекомендовались меховая муфта и шапочка.
Первую женскую "барнаулку" купил для своей жены приказчик купца Смирнова. Сам же Смирнов перекупил у него шубу за большие деньги для своей дочери. Вскоре несколько шуб заказал и царский двор.
Торговая палата Российской Империи направила "барнаулки" на парижскую выставку в 1899 году, где они и были удостоены диплома первой степени.
После этого шубы из Барнаула стали настоящим брендом в Санкт-Петербурге. В подобных нарядах ходили практически все сословия - и гимназистки, и купчихи, и столичные барыни. Говорят, в ней ходила даже сама Надежда Крупская.
Шуба "барнаулка" выпускалась на Алтае вплоть до 1930 года.
Читайте также: