Водители-инвалиды на АЗС: желанные гости?
Постепенно мы приближаемся к нормам цивилизованных стран, в которых инвалиды не чувствуют себя оторванными от жизни в каждом ее аспекте. Возможность пользоваться всеми услугами в этом плане занимает далеко не самое последнее место. Если инвалиды водят авто (а они водят — еще как!), то и АЗС должны учитывать возможности визита со стороны человека, ограниченного в физических возможностях.
В России людям с ограниченными возможностями жить гораздо сложнее, чем в развитых странах: кажущееся отсутствие инвалидов на наших улицах обусловлено плохой инфраструктурой для их нужд. У нас таким людям сложно ездить в транспорте, ходить за покупками, иногда просто выйти из дома — и то проблема.
Единственная адекватная замена общественному транспорту для инвалидов — адаптированные под их нужды личные транспортные средства. Собственное авто модернизировать гораздо легче, чем ждать этого от целого автобусного парка или депо пригородных электропоездов. Но здесь автоматически встает проблема АЗС, которые, в свою очередь, должны быть доступны для маломобильных граждан. Категория людей с проблемами опорно-двигательного аппарата является самой активной в плане использования своих авто, поэтому адаптация станций под их потребности в первую очередь — важнейшая задача.
В стране реализуется сегодня программа «Доступная среда», цель которой — защита и поддержка людей, которые ограничены в своих действиях из-за состояния физического или психического здоровья. Таковых в России 9% жителей (официальные цифры), причем около 30% из них — трудоспособного возраста, то есть потенциальные автолюбители.
Их опыт
В США и Великобритании вопросы обслуживания инвалидов на АЗС решаются давно, порядок обслуживания и технические требования прописаны в законодательном порядке, уклониться от его выполнения шансов нет. И как только читатели подумали, что сейчас начнется типовой рассказ «а вот у них на Западе…» с тысячей примеров и иллюстраций, мы вынуждены сказать, что даже самый тщательно прописанный закон не гарантирует соблюдения прав инвалидов: люди с ограниченными возможностями могут испытывать большие трудности с использованием станций самообслуживания, в результате любой из них в силу индивидуальных особенностей может быть поставлен в ситуацию, когда придется покупать более дорогую услугу полного обслуживания с помощью оператора.
Не потому, что это осознанный выбор, а как раз потому, что выбора на самом деле нет. В США к этой проблеме внимание привлекается постоянно обновляемым законом «Акт об американцах с ограниченными возможностями» (Americans with Disabilities Act, ADA). Этот документ подробно описывает АЗС с самообслуживанием, где прописан порядок предоставления услуги. Но лишь в последней редакции от 2012 года, то есть даже в такой внимательной к правам меньшинств стране, выправление ситуации в сторону благоприятствования занимает определенное время.
И тем не менее сегодня АЗС в Штатах должны предоставлять любую помощь при заправке лицам с ограниченными возможностями. Порядок обслуживания при этом добровольный, на усмотрение сотрудника, который сопровождает работу автоматических АЗС. Но как указывается в одном из положений, «такая помощь крайне желательна, за нее не должна взиматься плата, о ее возможном предоставлении требуется оповестить через специальные знаки и сообщения».
В прошлом году медиапространство Великобритании взорвало исследование института Прав потребителей RICA: на основании визитов инвалидов на заправки сетей BP, Esso, Morrisons, Sainsbury’s, Shell и Tesco было установлено, что на 70% АЗС отсутствует какое-либо оповещение о возможности помощи водителям-инвалидам.
На 20% заправок выяснилось, что недостаток требуемого оборудования делает процесс долива топлива для находящихся за рулем инвалидов-опорников невозможным в принципе. В 80% случаев успешных заправок она занимала более 3 минут, в оставшихся 20% — более 8 минут. В одном эпизоде к водителю с парализованными нижними конечностями не могли подойти более 15 минут, хотя он сигнализировал о такой необходимости. Оплата банковской картой была доступна только на 15% (!) АЗС — в случае отсутствия наличных услуги не предоставлялись. В 70% случаев визита на АЗС без знаков о наличии обслуживания водителей-инвалидов тем приходилось долго сигналить или активировать фары дальнего света, привлекая излишнее внимание к себе. Общие выводы исследования — полное отсутствие технического обеспечения нужд водителей-инвалидов в большинстве случаев. И это Великобритания, прошлый год.
В RICA уточняют: апгрейд АЗС для инвалидов — процесс естественный, через него в конце XX столетия в Америке прошла Shell. Компании после серии жалоб пришлось провести ревизию на соответствие тогдашним требованиям ADA, чтобы избежать выплат по искам нескольких колясочников из Калифорнии. Чтобы прийти к этой простой мысли, сети АЗС понадобилось два года предварительных судебных слушаний.
Требования и реальность
А что у нас? По словам Юлии Минкиной, директора по строительству компании ANPGroup, специализирующейся на адаптации зданий под нужды инвалидов, требований для инвалидов не так уж много: к кассе нужно подъехать — не должно быть ступенек, а при их наличии необходим альтернативный пандус, высота порогов при этом не должна превышать 2 см. Отдельные требования к туалету: ширина двери не менее 90 см, чтобы могла проехать коляска, а размеры самой комнаты 2х2 м. В ней должны быть смонтированы два поручня (вокруг самого туалета и вокруг раковины), а также кнопка вызова персонала. Кроме того, на входе и в самом туалете вывешивают яркие знаки доступности для инвалидов, хотя они нужны для слабовидящих, которые, за руль не садятся и обычно не бывают на АЗС — разве что случайно, проездом в сопровождении здоровых людей. Желательны раздвижные двери, а также поручни для колясочников у кассы.
Что же сейчас на практике? Современные АЗС строят с учетом требований «Доступной среды». Все объекты при сдаче в эксплуатацию проходят так называемую паспортизацию. В документах, в том числе, указаны группы инвалидности, для которых доступны данные объекты. Все сдаваемые здания в обязательном порядке осматривают сотрудники соцзащиты, и они могут наложить свое вето в случае несоблюдения норм.
Сегодня практически невозможно найти современную сетевую АЗС с нарушениями. Иное дело — мелкие частные заправки, построенные уже давно. Перестроить их сложно, иногда проще возвести новый павильон. Еще проще возвести пандус или поставить рельсы. Технические нормы — 1 метр высоты на 12 метров длины, но большие подъемы встречаются редко. Так что средний пандус для АЗС обойдется в 10–25 тыс. руб.
Обустройство туалета при строительстве редко стоит более 150 тысяч, но если на заправочной станции изначально маленький туалет, то перестроить его непросто. Справедливости ради стоит признать, что обязательного требования о наличии на АЗС туалета сейчас нет. Так что мелкие станции могут просто закрыть его, сделав служебным.
Что касается наказания, то статья 9.13 КоАП РФ предусматривает наказание за «уклонение от исполнения требований к обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур»: на должностных лиц штраф в размере от 2 тысяч до 3 тысяч рублей, на юридических лиц — штраф от 20 тысяч до 30 тысяч рублей. Данная категория дел рассматривается судом. Практика следующая: прокуратура или органы соцзащиты при обнаружении несоответствия выдают предписание о том, что необходимо сделать. Если оно не исполняется, дело отправляют в суд.
Вероятнее всего, особых революций в мире АЗС с введением требований для адаптации под нужды инвалидов не произойдет: большие автозаправки уже соблюдают требования, а мелкие станут их выполнять по-мнимому, и постепенно их уровень станет неприемлемым для клиентов.
С учетом того, что в российских мегаполисах уже сейчас наблюдается избыток АЗС, выживут те, на которые заехать приятно независимо от того, есть у клиентов проблемы со здоровьем или нет. Одно из решений в духе времени — разработка приложения, которое на экране смартфона покажет инвалиду ближайшую станцию, где получить необходимый сервис проще, чем на других, с системой рейтингов по отзывам и т.д. Пока, увы, только так.
Автор: Александр Кузьмин/За рулём
Фото: из архива автора