Машиноместо во дворе: отчего дефицит и что делать
Не только в Москве, но и в других крупных городах с многоэтажной застройкой припарковать машину около дома удается не всем и не всегда. Почему возникает дефицит парковочных мест? Кто виноват и что делать?
Есть нормы
Города, в отличие от деревень, возникают не стихийно, а строятся по определенным планам и в соответствии с законами, среди которых, например, Градостроительный кодекс РФ. У Москвы и других крупных городов есть свои кодексы или же правила землепользования и застройки. Местные власти могут устанавливать собственные правила, если они не противоречат федеральному закону. А так как автомобили пока являются неотъемлемой частью городской среды, именно эти документы регламентируют их размещение.
Нормы и правила проектирования, планировки и застройки Москвы МГСН 1.01–99 устанавливают минимальное число машиномест на 1000 жителей — их должно быть не менее трехсот двадцати. Точное количество машиномест определяется исходя из категории комфортности жилой застройки (класса домов). Если дом относится ко второй категории (проще говоря, к эконом-классу), то есть на одного жителя приходится до 30 м2 общей площади, на каждую квартиру полагается не менее одного машиноместа. Для первой категории (комфорт-класс), то есть с общей площадью от 30 до 50 м2на жителя, — не менее 1,7 машиноместа. Жителям домов повышенной комфортности (бизнес-класс) полагается не менее двух машиномест на одну квартиру и еще вдобавок 40‑местная гостевая парковка на 1000 жителей, удаленная от подъездов не более чем на 200 м.
Парковки следует размещать либо в пределах застраиваемого участка (при соблюдении санитарных норм), либо на расстоянии 250–300 м (никак не более 600 м) от квартир автовладельцев. Эти правила касаются не только строящегося, но и реконструируемого жилья.
Поскольку машиноместa в оборудованных паркингах, подземных и надземных, признаются объектами собственности, их продают, сдают, могут даже дарить. А как распоряжаться дворовыми территориями (продавать, сдавать и т. д.), должно определять общее собрание жильцов.
Выше, ниже, больше
Как обеспечить такое количество машиномест? Во‑первых, не ставить многоэтажки вплотную друг к другу в стремлении получить наибольшую выгоду. Во‑вторых, рационально использовать отведенное пространство около дома, а также устраивать паркинги под домами или даже на крышах с плоской кровлей. Либо строить отдельные многоуровневые паркинги в пределах пешей доступности. Добросовестные строительные компании именно так и поступают, ведь в условиях кризиса обеспеченность машиноместами становится серьезным аргументом в борьбе за покупательский кошелек. Правда, он должен быть тугим: в центре столицы стоимость квадратного метра в паркинге приравнивается к стоимости «квадрата» в хорошей квартире.
Именно подземные паркинги выручают европейцев — их устраивают даже в исторических центрах старых городов с плотной застройкой. При определенной аккуратности проектировщиков и строителей они малозаметны. В новые кварталы с современной архитектурой неплохо вписываются многоярусные паркинги, в том числе механизированные, с так называемой кассетной загрузкой. Конечно, они дoрогие и сложны в эксплуатации, но возможность ставить машины штабелями позволяет сэкономить много места. Подобных проектов масса, их можно воплотить хоть сейчас, причем даже в старых дворах. Почему не строят? Говорят, чаще всего не могут поделить землю, необходимую для строительства, — решить, кому она принадлежит и сколько стоит.
Я отправил запрос в Москомархитектуру и Мосгорстройнадзор с просьбой рассказать, выполняются ли столичными застройщиками нормативы по организации парковок в новых домах. Ответ меня удивил: все дома принимают в эксплуатацию только с требуемым количеством машиномест. Несмотря на дороговизну, часто строят подземные парковки, особенно в домах первой категории. Откуда же дефицит? Оказывается, это наследие прежних времен, когда строили и сдавали дома без учета реальных потребностей автомобилистов.
Помоги себе сам
Как ни странно, многие покупатели жилья отказываются от предлагаемых машиномест — чтобы сэкономить на отделку новой квартиры. В результате паркинги, устроенные в таких домах, заполняются лишь на 30–50%. Местные жители толкаются на бесплатных местах вокруг. А статистика получается блестящая: обеспеченность парковками в Москве на сегодня — 1,24 машиноместа на квартиру. В полном соответствии с законом.
Официальная численность столичного населения, по данным этого года, — примерно 12,3 млн человек. Зарегистрированных легковых автомобилей — около 5,5 миллиона. На каждого москвича, даже древнего старика и младенца, приходится в среднем полмашины. Машиномест должно быть в избытке. Но это теория. Реальная картина иная, поскольку нужно прибавить иногородний автотранспорт, плохо поддающийся учету. Принято считать, что ежедневно в столицу приезжает 1,5–1,7 млн машин. Но ведь даже при таком раскладе катастрофической нехватки мест для парковки в спальных районах быть не должно. Если не хватает, кооперируйтесь с другими жильцами, решайте, как использовать придомовую территорию, и обращайтесь в управляющую компанию и префектуру с аргументированным требованием устранить дефицит.
Вам могут предложить оформить резидентное разрешение в качестве платной альтернативы отсутствующей парковке. Это относительно простое решение проблемы для тех, кто не способен купить машиноместо и не готов бесконечно ходить по кабинетам. Стоимость годового «абонемента» равна одному штрафу за неправильную парковку. А сколько стоит ваше спокойствие?
Со временем, быть может, все-таки примут закон о повсеместной бесплатной парковке с 20:00 до 8:00 и по выходным.
Автор: Илья Пименов/За рулём
Большинство населения ругается из-за нехватки мест возле вторичного жилья...
Во многих дворах вообще мало парковочных мест. Это только в новых домах.
сделайте парковочное место дешевле!