Один день из жизни... водителя трамвая
Barnaul22 продолжает рубрику «Один день из жизни...». Сегодня историю своего дня расскажет автор, который пожелал остаться неизвестным. Присылайте свою историю и мы обязательно её опубликуем.
******
Работа в целом неплохая, но как снегопад или сильный мороз, хоть увольняйся. Подъём в 2 часа 30 минут, дежурный автобус примерно через час. Надо успеть позавтракать, желательно, плотно, так как обед будет не раньше 10 утра. Трудно заставить организм есть в то время, когда он должен спать.
Служебный приедет в депо где-то в половину пятого. Беру маршрутный лист у диспетчера по выпуску, затем обязательный предрейсовый медосмотр (тест на алкоголь, измерение давления), далее отмечаюсь у диспетчера и иду принимать подвижной состав.
Вагоны стоят в депо на открытой площадке (веере) или в закрытых ангарах (на смотровой канаве), где ночью проходят обязательный каждодневный осмотр и различный ремонт.
В приемку входят мероприятия по проверке работы тормозной системы, звуковой и световой сигнализации, работы дверей, освещения салона, световых приборов, внешний осмотр на предмет повреждений (вдруг ночью какие-нибудь вандалы разбили стекло в салоне или изрисовали вагон, были такие случаи) и много чего ещё.
Включаю вагон, отопление и несмотря на то, что на улице холодно, а в кабина нагреется до более-менее комфортной температуры минут так через 30-40, остаюсь в вагоне. Покидать его при включенном отоплении нельзя (инструкция!). Если вдруг поймает проверяющий пожарную безопасность - по головке не погладят, накажут рублём. Зачем лезть на рожон? Тем более, что тепло одет, чай, не замёрзну.
Вагон понемногу отогревается. Обустраиваю свой быт на ближайшие восемь с лишним часов. Сегодня работаю по маршруту №5. Выход из депо около 6 утра.
«Пятерка» один из наиболее некомфортных маршрутов. Часть маршрута проходит по ул.Советской армии и ул.Челюскинцев, где приходится соседствовать бок о бок с автомобилями, что у некоторых, даже опытных водителей, вызывает некую тревогу. Оно и понятно, ведь юзовое состояние путей сильно усложняет работу.
Немного скучных цифр: коэффициент сцепления металла с металлом 0,1 (если сухие и чистые рельсы) и 0,05 (при рельсах покрытых снегом), а у автомобилей аналогичный показатель 0,8 и 0,25 соответственно. При этом вагон весит около 18 тонн (пустой) и тормозной путь со скорости 40 км/ч - 21 метр экстренного торможения (то есть, когда салон «в кашу») и 45 метров служебного. Зимой эти расстояния можно смело удваивать. Физика однако.
Зимой очень тяжело работать. Холодно, юз, снег, стрелки надо чистить, двери тяжело работают (привода замерзают и двери открываются не полностью, что затрудняет посадку-высадку пассажиров), плохо почищенные дороги, что вызывает заторы и пробки. Едешь в вагоне, а за тобой длинная вереница машин, я бы и рад пропустить, но не могу! Негде. И сам ехать быстро не могу, вагон буксует, что ему строго противопоказано. А иначе ехать не получается.
Пассажиры жалуются водителю трамвая, что скользко на остановках, а что я могу сделать? Мы звоним в центральную диспетчерскую службу ГЭТ, они отправляют заявки в «город», а оттуда ползимы ни ответа, ни привета...
Убедительная просьба к водителям автомобилей: не надо кидаться под вагон, видишь трамвай - пропусти. У меня ведь выбор не большой: резко тормознуть и уронить пассажиров в салоне, при этом автомобиль уедет, а я лишусь премии, а это без малого около 8 тысяч, или ударить автомобиль.
Я, конечно, буду стараться тормозить максимально плавно, но этого «плавно» может и не хватить. И тогда в лучшем случае расписка и пару тысяч в фонд ГЭТ, а в худшем - авто поедет на эвакуаторе, а мы в ГИБДД.
Вообще умиляют водители, которые с пеной у рта орут, что трамвай сам виноват, но в ГИБДД оказывается, что трамвай не в чем не виноват, а водитель авто - сам дурак. Я не говорю, что водители трамваев всегда правы, но в процентах 90 закон на стороне трамвая.
Я не понимаю коллег, которые закрывают автомобилям обзор на перекрестке, которые заехали задолго до вас. Встречно обращаюсь к водителям авто: не надо лезть под вагон, если он в 30 метрах от перекрестка. Бывает, подъезжаешь к перекрестку, сбавляешь скорость (я ведь не знаю, что у водителя авто в голове, пропускает или нет), до перекрестка остается метров 10 и тут авто ускоряется и заезжает на перекресток. Зачем? И авто никуда не едет и трамвай. Потом, уважаемые автомобилисты, не обижаетесь, что вам закрыли обзор на перекрестке и в ухо звонком «долбят»!
Вообще, расписание это не что-то мифическое, а вполне реальная вещь. Интервал движения при идеальных условиях - 6 минут. Это если не «час пик», нет задержек в движении и прочих проблем. На каждом маршруте стараются двигаться по графику, не у всех получается, но стараются. Иногда просто устаешь нагонять время или опоздание значительное, тогда едешь укороченным маршрутом (в разворот). Отчего-то пассажирам всегда не понятно, куда я еду.
Жутко раздражают вопросы: «А как идет трамвай?». Какой ответ вы ждете? Список улиц или остановок? Ну спросите проще: «А я доеду до.., - или, - а куда идет трамвай? - На мясокомбинат! - А это где?» Ну что я должен человеку карту дать? И шутить-то нельзя. Сразу звонят, жалуются. Вообще жалуются по воду и без повода. Лишь бы просто кровь «свернуть». Кондуктора жаль, но она - бабушка божий одуванчик, всем отвечает в тему и не в тему.
Часто пассажиры жалуются на отсутствие трамваев. Трамвай, как весь транспорт в городе, стоит в пробках, бывают аварии на трамвайных путях, тогда нарушается работа всей трамвайной сети. Вагоны идут измененными маршрутами, от этого сбивается работа на других маршрутах, где «чужаки» выбивают из графика «своих». Потом долго маршрут не может встать в колею.
Маршрутом управляет диспетчер навигации, он руководит движением на маршруте, разворачивает вагоны при необходимости, чтобы поставить их в график. Не думайте, что я куда захотел, туда и поехал. Люди жалуются, что не могут уехать куда-то. А что я сделаю? Куда я должен ехать, туда и еду. Я лишь шестеренка в большом механизме.
Смена, к счастью, подходит к концу, передаю вагон водителю второй смены, рассказываю об ограничениях, если таковые имеются, о состоянии подвижного состава и профиля пути. А завтра снова в бой! И так четыре дня, потом два выходных, затем во вторую смену - с обеда до позднего вечера.
Фото: Максим Раевский и Станислав Скубневский sergey sherbin и интернет.
Спасибо большое за рассказ! меньше глупых вопросов и более внимательных автолюбителей.