Лабиринты прошлого
Не так давно, в одном из предыдущих материалов, я привёл список самых крупных промышленных предприятий Барнаула, прекративших существование в девяностых и нулевых годах. Сегодня мы прогуляемся по одному из них более подробно. А началось всё с того, что в далёком 2012 году я получил приглашение от одного неравнодушного человека посетить этот большой заброшенный завод.
Значительная часть цехов и построек в то время уже сдавалась в аренду. Но в то же время огромные площади бывших производственных помещений оставались заброшены. По ним мы и совершим нашу очередную виртуальную экскурсию.
Когда-то здесь стояли станки, суетились люди, кипела суровая заводская жизнь.
Сейчас тут гуляет ветер и изредка повисшую тишину нарушает гулкое эхо человеческих шагов.
Кое-где ещё сохранились остатки оборудования. Но и их ожидала скорая и неминуемая участь стать металлоломом.
На пыльном бетонном полу всюду виднелись следы волочения крупных тяжёлых предметов. Потомки с той же старательностью вырезали то, что создавали их предшественники.
Лабораторные помещения со следами погромов навевали тоску. Едкий запах химии не позволял находиться здесь долго. Неприязнь между людьми и этими помещениями была взаимной.
Несколько этажей длинных коридоров с огромными залами и бетонными пьедесталами для станков демонстрировали собой масштабность ушедшего столетия. Но вместе с тем напоминали о мимолётности всего, что нас окружает. Даже самого великого и, на первый взгляд, вечного.
После осмотра производственных цехов мы спустились в подземную часть. Сначала в обширные подвалы, куда в экстренных случаях могло быть перенесено основное оборудование завода.
А затем в широкий подтопленный тоннель, уходивший куда-то за пределы цеха. Как мне объяснили, это был технологический канал для связи между цехами. По нему на погрузчиках перемещали различные детали и изделия.
Пройдя немного вперёд, я сделал снимок в обратном направлении. В тоннеле было так холодно, что вода превратилась в лёд. Хотя на улице во всю бушевало солнечное лето. Но здесь, под землёй, будто в потустороннем мире, царила совершенно иная атмосфера.
Ближе к арендуемым цехам горело рабочее освещение и были протянуты относительно новые коммуникации.
Очень жаль, что при строительстве крупных промышленных предприятий делалось так мало фотографий. И ещё меньше их делалось при жизни того или иного объекта. Работники, видевшие этот тлен изо дня в день, не стремились запечатлеть условия своего труда и старались как можно скорее покинуть рабочее место.
И их можно понять. А нам теперь сложно представить, что когда-то эти мрачные коммуникации выглядели более ухоженно и чисто.
Местами от основного тоннеля в разные стороны отходили "рукава". Некоторые были шириной всего метр, а иные такого размера, что по ним свободно мог проехать грузовик. Наверное, где-то здесь зарождались легенды про секретные подземные заводы и проспекты. Тёмными ночами они выползали на городские улицы и закрадывались в умы впечатлительных горожан. А с рассветом вновь скрывались в тёмной бесконечности этих и подобных им коммуникаций.
А наша согласованная экскурсия продолжалась. Свернув в один из неприметных боковых проходов, мы оказались...
... у входа в заводское бомбоубежище.
Открыв задвижки защитной гермодвери, мы прошли внутрь и сразу же оказались в просторном помещении. Это был основной зал сооружения, предназначенный для размещения укрываемых заводчан.
Под потолком застыли широкие металлические змеи вентиляционных каналов.
Они медленно сползались к комнате, где должна была осуществляться приточная и регенеративная циркуляция воздуха.
Страшно представить, какие чувства испытали бы люди, оказавшись в защитном сооружении не по учебной тревоге. Но вместе с тем план действий укрываемых был расписан по пунктам. Сменяя друг друга, люди должны были осуществлять вентиляцию воздуха, поддерживать убежище в герметичном состоянии и готовить разведгруппы для выхода на поверхность.
На заплесневевших плакатах и стендах была отражена вся необходимая информация для выживания. В настоящее время мировая обстановка медленно, но верно накаляется вновь. Но готовы ли мы защититься от вероятной угрозы?
Данное убежище сохранилось весьма неплохо. Наверное, поэтому мне показали именно его. Ржавые шкафы и гнилые стенды не должны вводить в заблуждение - основные узлы защитного сооружения при необходимости будут приведены в готовность за несколько часов. Это как бронепоезд, которые дремлет на запАсном пути. Смазать узлы, залить воду, подбросить угольку и в путь...
Изучить разные лазейки и закутки бомбоубежища было некогда. Мне уже намекали, что пора отправляться в обратный путь.
В углу приуныл "комендант" данного бомбоубежища. Уснув однажды на рабочем месте, он так и не проснулся, став частью этой гнетущей атмосферы подземной неизвестности.
Закрыв за собой входную дверь, мы пошли обратной дорогой, сквозь мрачные полумифические лабиринты прошлого, которые создавались как часть огромного механизма под названием Советский Союз, а превратились в никому ненужное переплетение стали, бетона и человеческого упорства. Всё это теперь стыдливо спрятано за высокими заборами, а местами и вовсе забыто.
Благодарю за внимание. И хочу попросить тех, кто узнает эти места, не хвастаться своей осведомлённостью. Широкая известность ещё никогда не приносила таким местам пользы. Также рекомендую подписаться на сообщество Urban History, где вы можете ознакомиться с другими материалами на тему неизвестной истории Барнаула.
Будущего, а не прошлого.